Закон Самарской области "О транспортном налоге"


№ 86-ГД от 06.11.2002
ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
"о транспортном налоге на территории Самарской области"
Принят Самарской Губернской Думой
22 октября 2002 г
(в редакции Закона Самарской области № 95-ГД от 10.11.2003)
(извлечение)

Статья 3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога

1. Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортного средства авансовыми платежами.

2. В целях настоящего Закона место нахождения транспортного средства определяется в соответствии с пунктом 5 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Организации, основным видом деятельности которых являются перевозки грузов и пассажиров, уплачивают транспортный налог ежемесячно равными долями до 15 числа каждого месяца в течение налогового периода. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в размере одной двенадцатой суммы транспортного налога, исчисленной в отношении транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщика по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года, предшествующего налоговому периоду.

4. Организации, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи, уплачивают транспортный налог до 1 июля года налогового периода в отношении зарегистрированных на налогоплательщика по состоянию на 20 июня текущего года транспортных средств, а в отношении транспортных средств, зарегистрированных после 20 июня в данном налоговом периоде, не позднее 30 дней после регистрации. Авансовый платеж уплачивается в полном объеме за налоговый период.

5. Физическими лицами транспортный налог уплачивается на основании налогового уведомления до 15 сентября года налогового периода, а при регистрации транспортного средства в течение налогового периода транспортный налог уплачивается в срок, указанный в налоговом уведомлении.

6. Налогоплательщики, являющиеся организациями, окончательную сумму транспортного налога определяют на основании налоговой декларации, которую представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств в срок до 1 марта года, следующего за годом уплаты налога. Дополнительно начисленная по декларации сумма транспортного налога уплачивается не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом.

7. Возврат налогоплательщикам излишне уплаченной суммы транспортного налога либо ее зачет в счет предстоящих платежей по этому налогу производится в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

8. Транспортный налог уплачивается налогоплательщиками в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в наличной или безналичной формах через банк, кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.


Губернатор Самарской области

К.А.Титов




Приказ МНС РФ от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 28 "ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации в целях реализации положений главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, N 30, ст. 3027) приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации согласно приложению к настоящему Приказу.

2. Управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести данный Приказ до ведения нижестоящих налоговых органов.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам Н.О. Аристархову.

Министр

Российской Федерации

по налогам и сборам

Г.И.БУКАЕВ



Утверждены Приказом МНС России от 9 апреля
2003 г. N БГ-3-21/177


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 28 "ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ"
ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(извлечение)

Настоящие Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 4 и главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса).

Методические рекомендации предназначены для применения Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальными органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога, и изданы в целях единообразного применения налоговыми органами Российской Федерации норм главы 28 части второй Кодекса.

Раздел I. Общие положения

1. Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения такие, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 "Транспортный налог" части второй Кодекса.

Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено Кодексом, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Таким образом, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога необходимо руководствоваться Кодексом и законодательными актами субъектов Российской Федерации в части, предусмотренной Кодексом.

Раздел VI. Налоговый период (статья 360 Кодекса)

24. Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Раздел VIII. Порядок исчисления налога (статья 362 Кодекса)

28. С учетом положений статей 52 и 54 части первой Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате за налоговой период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению.

29. Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде.

Раздел X. Порядок и сроки уплаты (статья 363 Кодекса)

41. Уплата налога производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. Исчисленная сумма транспортного налога подлежит зачислению в бюджет указанного субъекта Российской Федерации.

42. Сумма налога, исчисленная исходя из налоговой базы (определяемой по окончании налогового периода), налоговой ставки (установленной законом субъекта Российской Федерации), а также особенностей исчисления транспортного налога и налоговых льгот (установленных законом субъекта Российской Федерации), подлежит уплате в бюджет субъекта Российской Федерации в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.

Поскольку окончательная сумма налога исчисляется по окончании налогового периода (количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика можно определить только по истечении налогового периода), сроки уплаты налога, установленные законами субъектов Российской Федерации, применяются как сроки уплаты окончательной суммы налога в году, следующем за истекшим налоговым периодом.

43. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен порядок уплаты налога, предусматривающий уплату в течение налогового периода платежей по налогу.

В этом случае законом субъекта Российской Федерации должны быть определены сроки уплаты платежей и порядок исчисления этих текущих платежей.

Раздел XI. Налоговое уведомление и налоговая декларация

44. В налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указывается:

сумма налога, исчисленная исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Указанная сумма рассчитывается без учета коэффициента, установленного пунктом 3 статьи 362 Кодекса;

срок уплаты, определяемый исходя из норм закона субъекта Российской Федерации, даты направления налогового уведомления.

45. В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена уплата в течение налогового периода платежей по налогу, то в налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указываются:

суммы платежей по налогу, исчисленные исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода;

сроки уплаты платежей по налогу, определяемые исходя из норм закона субъекта Российской Федерации и даты направления налогового уведомления.

46. По окончании налогового периода физическому лицу вручается новое налоговое уведомление с указанием окончательной суммы налога, подлежащей уплате по истечении налогового периода.




Методические рекомендации по применению гл.28 НК РФ


Утверждены
Приказом МНС России
от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 28 "ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ"
ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Раздел IV. Объект налогообложения (статья 358 Кодекса)

11. Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

38. В случае поступления от физического лица (организации) заявления о том, что на него (нее) не зарегистрировано транспортное средство, указанное в налоговом уведомлении (требовании), налоговый орган должен провести работу по уточнению сведений по конкретному транспортному средству. В этом случае налоговый орган, осуществляющий контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога, должен направить в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, мотивированный запрос об уточнении сведений:

1) о конкретном транспортном средстве; лицах, на которые оно было зарегистрировано; датах регистрации и снятия с регистрации;

2) о всех транспортных средствах, зарегистрированных на конкретное физическое лицо (организацию).

Налоговый орган должен взять на контроль вопрос уточнения указанных выше сведений и своевременность их предоставления в налоговый орган.

При получении уточненных сведений налоговый орган обязан внести необходимые изменения в базу данных, а также известить физическое лицо о выявленных (невыявленных) расхождениях и принятом решении.




Письмо МНС РФ "О транспортном налоге"


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 6 ноября 2002 г. N НА-6-21/1704

О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ
(извлечение)

Порядок уплаты транспортного налога

НК РФ предусмотрено, что уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах.

Главой 28 НК РФ в части порядка уплаты транспортного налога определено только место его уплаты. Остальные элементы порядка уплаты транспортного налога должны быть определены законами субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена разовая уплата всей суммы налога по окончании налогового периода либо уплата авансовых (авансового) платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода. В последнем случае в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должен быть определен порядок расчета авансовых платежей, а также сроки их уплаты.


Сроки уплаты транспортного налога

Главой 28 НК РФ определено, что сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны быть определены сроки (срок) уплаты авансовых платежей (при их введении), а также срок уплаты оставшейся суммы налога (по перерасчету с учетом уплаченных авансовых платежей) по окончании налогового периода.

Учитывая, что транспортный налог является новым в налоговой системе России и для осуществления администрирования данного налога налоговым органам необходимо провести организационные мероприятия по созданию базы данных о налогоплательщиках транспортного налога и транспортных средствах, а также то, что обязанность по уплате налога у физических лиц возникает только с момента вручения налогового уведомления, необходимо, чтобы сроки уплаты налога для физических лиц были установлены не ранее 1 мая (текущего налогового периода - для уплаты авансовых платежей, и следующего календарного года - для окончательной уплаты налога).

Считаем целесообразным уплату транспортного налога производить в сроки, установленные для уплаты налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога.



Действительный
государственный советник
налоговой службы РФ II ранга
Н.АРИСТАРХОВА




Разъяснения на сайте


РАЗЪЯСНЕНИЕ
налогового органа по вопросу уплаты транспортного налога

По вопросу уплаты транспортного налога имеется разъяснение Федеральной налоговой службы, данное в форме "вопрос-ответ", и приведённое для публичного ознакомления на официальном государственном интернет-сайте ФНС РФ по электронному адресу:

http://www.nalog.ru/document.php?id=13807&topic=otvet_trans

Дата публикации: 20.07.2004

Содержание публикации (извлечение):


"Вопрос: Может ли физическое лицо не уплачивать транспортный налог в случае неполучения в течение года уведомления об уплате налога?

Ответ: Да, может, обратившись в налоговый орган по месту жительства".


Разъяснение дано от имени Управления ресурсных и имущественных налогов Федеральной Налоговой Службы РФ.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности (в редакции п. 35 Постановления № 5 Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г.).




Разъяснения в печати


РАЗЪЯСНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
по применению отдельных положений Налогового кодекса РФ
Опубликовано: "Финансовая газета", № 39, 2002
С. Разгулин, Советник налоговой службы
Российской Федерации
(извлечение)

>

Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" разд. IX "Региональные налоги и сборы" части второй НК РФ дополнен гл.28 "Транспортный налог".

Транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам (пп."ж" п.1 ст.20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Это означает, что данный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие.

Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год - период с 1 января по 31 декабря (ст.6 ч.1 Кодекса).

Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Исчисление налога за налогоплательщиков - физических лиц осуществляют налоговые органы. В этих случаях согласно ст.52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии со ст.363 НК РФ налоговое уведомление по транспортному налогу должно быть направлено физическому лицу не позднее 1 июня года (налогового периода). При этом согласно п.4 ст.57 НК РФ обязанность по уплате налога не может возникнуть ранее даты получения налогового уведомления.

Форма налогового уведомления определяется МНС России.




КОММЕНТАРИИ К ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ГЛАВЫ 28 "ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНУ ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 23 ОКТЯБРЯ 2002 Г. N 48 "О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ"
А.А. МЕНЬКОВ, Управление МНС России по г. Москве
(извлечение)

Глава 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса РФ введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" и в соответствии со ст. 21 названного Закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (см. Собрание законодательства РФ, 2002, N 30, ст. 3027).

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее - налог) обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими следующие элементы налогообложения:

/…/

- порядок и сроки уплаты налога в соответствии с статьями 360 и 363 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статями 57 и 58 НК РФ. При этом согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налогооблагаемой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления;

Налогоплательщики - физические лица сумму налога не исчисляют. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическим лицом, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. При исчислении налога учитываются налоговые льготы, а также количество календарных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Налоговое уведомление направляется налогоплательщику в срок не позднее 1 июня года налогового периода и не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Форма налогового уведомления утверждена Приказом МНС России от 14 октября 2002 г. N БГ-3-04/566.

Налоговое уведомление на уплату налога передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае когда физическое лицо уклоняется от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.




Постановление Пленума ВАС РФ от 28.12.01 N 5


ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2001 г. N 5
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ
ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(извлечение)

35. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности.

Поскольку согласно положениям Кодекса решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности принимается руководителем налогового органа (его заместителем), в случае возникновения спора судам необходимо исходить из того, что налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа (его заместителем), как разъяснение компетентного должностного лица.

К разъяснениям, о которых упоминает подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, следует также относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц.

При применении данной нормы не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.




О пресекательном сроке


В постановлении от 12.04.2005 № 14452/04 Президиум ВАС РФ сделал важный для всех налогоплательщиков вывод - 6-месячный срок для обращения налогового органа в суд с иском о взыскании недоимки с юридического лица является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению.

В рассматриваемом деле налоговый орган пытался взыскать с налогоплательщика недоимку по страховым взносам в Фонд социального страхования РФ, образовавшуюся по состоянию на 01.01.2001. В суд налоговики обратились лишь в конце 2003 года. В трех инстанциях налогоплательщик проиграл.

Отменяя решения всех трех инстанций, ВАС указал, что, хотя Налоговый кодекс и не содержит сроков, в течении которых налоговый орган может обратиться в суд за взысканием недоимки с юридического лица, "необходимо исходить из универсальности воли законодателя" и руководствоваться п. 3 ст. 48 НК РФ, устанавливающим 6-месячный срок обращения налогового органа в суд с аналогичным требованием к физическим лицам (данный вывод содержится в п. 12 постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ").

При этом частичное погашение налогоплательщиком суммы долга данный срок не прерывает.

Так же судом была отвергнута ссылка на ст. 10 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ. Эта норма регулирует порядок исчисления и уплаты задолженности по страховым взносам, образовавшимся на 01.01.2001, и соответствующих пеней, а не принудительного их взыскания, который установлен Налоговым кодексом.




Обзор арбитражной практики


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 17 марта 2003 г. N 71
ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, и в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.

Приложение: обзор на 40 листах.



Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ



16. В СЛУЧАЕ НЕВНЕСЕНИЯ ИЛИ НЕПОЛНОГО ВНЕСЕНИЯ АВАНСОВОГО ПЛАТЕЖА ПО КАКОМУ-ЛИБО НАЛОГУ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЫСКАН ШТРАФ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ СТАТЬЕЙ 122 НК РФ.

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату налога на имущество в результате занижения налоговой базы.

Ответчик требование не признал, ссылаясь на то, что в данном случае ответственность не может быть применена, поскольку речь идет не о налоге, а об авансовом платеже, вносимом за I полугодие 2000 года.

Решением суда в удовлетворении заявления отказано по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 122 Кодекса штраф подлежит взысканию с налогоплательщика в случае неуплаты или неполной уплаты им сумм налога.

В соответствии с положениями статьи 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.

Согласно пункту 1 статьи 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.

Как установлено статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет, то есть налоговым периодом по указанному налогу является календарный год.

Таким образом, по итогам I полугодия 2000 года ответчиком вносился авансовый платеж по налогу.

В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.

В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.

Поскольку в статье 122 Кодекса прямо указывается на наступление ответственности в случае "неуплаты или неполной уплаты сумм налога", в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.

Принимая во внимание изложенное, суд в удовлетворении заявления отказал.




Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 8 сентября 2003 г. N 44-Г03-13


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 8 сентября 2003 г. N 44-Г03-13
(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области об оспаривании Закона области "О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области "О налогообложении в Пермской области" от 29 ноября 2002 г. N 472-85 по кассационным жалобам Законодательного собрания Пермской области и Администрации Пермской области на решение Пермского областного суда от 16 июня 2003 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации, полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Заместитель прокурора Пермской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 1 ст. 23 Закона области, которым предусмотрено, что уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств не позднее 1 августа налогового периода. В случае регистрации транспортного средства (постановки на учет) после 1 августа, уплата налога осуществляется в момент постановки на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Заместитель прокурора Пермской области полагает, что противоречие закона области Налоговому Кодексу РФ состоит в том, что обязанность об уплате налога у налогоплательщиков Пермской области возникает до окончания налогового периода, что не соответствует ст. 360 НК РФ, в соответствии с которой налоговый период составляет календарный год.

Кроме того, оспариваемая норма противоречит п. 1 ст. 362 НК РФ, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, предоставляемыми в налоговые органы организациями, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

При расчете налоговой базы обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Таким образом, законом субъекта нарушается порядок исчисления налога, установленный п. 1 ст. 362 НК РФ, поскольку при постановке на учет транспортного средства после 1 августа налогового периода плательщик налога самостоятельно должен исчислить размер налога.

Решением Пермского областного суда от 16 июня 2003 года постановлено: признать недействующим и не подлежащим применению Закон Пермской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермской области" от 29 ноября 2002 г. N 472-85 в части п. 1 ст. 23, регулирующей порядок и сроки уплаты транспортного налога в отношении физических лиц со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права и принятии нового решения, которым отказать в удовлетворении заявления.


Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии со ст. 360 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что возложение на налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога до истечения календарного года противоречит федеральному закону, поэтому Закон области в этой части следует признать недействующим и не подлежащим применению, сделан правильно.

Также суд правильно указал, что не соответствует федеральному закону абзац 2 п. 1 ст. 23 Закона области, предусматривающий, что в случае регистрации транспортного средства (постановки на учет) после 1 августа, уплата налога осуществляется в момент постановки на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию, что противоречит

п. 4 ст. 57 НК РФ - уплата налога не ранее даты получения налогового уведомления;

п. 3 ст. 363 НК РФ - необходимость вручения налоговым органом налогового уведомления о сумме налога;

п. 1 ст. 362 НК РФ - сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Таким образом, указанные нарушения федерального закона свидетельствуют об изменении установленных Налоговым Кодексом оснований, условий, последовательности или порядка действий участников отношений, регулируемых Законодательством о налогах и сборах, что влечет признание нормативного акта недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационных жалобах, судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Пермского областного суда от 16 июня 2003 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного собрания Пермской области и Администрации Пермской области - без удовлетворения.



(Материал добавлен на сайт 21.09.05)


Назад
 
Дальше
Hosted by uCoz
Лучшие угловые диваны москва от производителя